19 августа 2020
От Баха до Подгайца: рассказываем о конкурсном репертуаре участников «Созвездия»
Записи выступлений финалистов II Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» состоялись в июле. Напомним, в 2020 году конкурс проходит дистанционно, а это значит, что услышать выступления участников проекта можно будет только в эфирной записи, трансляция которой запланирована на вторую половину октября.
В июле состоялись записи выступлений финалистов II Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие». Напомним, в 2020 году конкурс проходил дистанционно, а это значит, что услышать выступления участников проекта «Созвездие» можно будет только в эфирной записи, трансляция которой запланирована на вторую половину октября.

А пока мы имеем возможность показать фрагмент того, как проходили съемки конкурса в Москве – на сцене Центральной музыкальной школы, и подробно рассказываем о репертуаре, выбранном участниками. Информацию о музыкальной программе каждого из финалистов вы можете найти в его личном кабинете на сайте конкурса.

Все композиции конкурсной программы строго регламентируются критериями конкурса — для каждого класса инструментов они свои. Эксперты отмечают, что по уровню сложности конкурсная программа, представленная участниками, соответствует программе консерватории.

Для участников номинации «Фортепиано» в первом туре предлагалось исполнить сольную часть, включающую полифоническое и виртуозное сочинение, произведение крупной формы, вариации и рондо. Второй тур обозначался как свободная программа: крупная форма или несколько коротких композиций. Чаще других участники конкурса выбирали произведения Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Мендельсона, Брамса, Чайковского, Скрябина и Рахманинова.

В номинации «Струнные инструменты» финалистам были даны прямые рекомендации по репертуару — сонаты Баха, каприс Паганини или Венявского, музыкальные сочинения Чайковского. Во втором туре участникам были предложены один из концертов Моцарта или виртуозная пьеса по выбору исполнителя.
Хронометраж конкурсного выступления для виолончелистов — 20 минут. За отведенное время участники должны исполнить сюиты Баха — две разнохарактерные части. Для следующего этапа рекомендованы старинные сонаты. Свой выбор исполнители могли остановить на музыке Бреваля, Боккерини, Франкера или Экклза.

Флейтисты тоже начинали с произведений Баха, во втором туре исполнил фрагмент концерта Моцарта. Обеих юных флейтисток, Мишнёву Лукерью и Морозову Софью, заинтересовала миниатюрная композиция французского автора Дебюсси «Сиринкс», в основу которой легла история древнегреческого флейтиста Пана.

Произведения современных композиторов — мастера музыкального дивертисмента и легкой шутки Ибера и автора более 290 сочинений, работающего практически во всех музыкальных жанрах, нашего современника Ефрема Подгайца - стали основой репертуара для саксофониста Владислава Пецкуса.

Гендель, Гуммель и Глиэр — еще одна связь времен, на этот раз — в классе гобоя в исполнении Шишковой Алисы.

Музыка итальянского композитора эпохи Возрождения Бенедетто Марчелло и американского композитора Эдди Даулинга вошла в программу тубиста Михаила Ужиловского.

Кларнетист Вазген Юсупов предпочел контрастные произведения: выбрав для первого тура сонату Франсиса Пуленка и динамический триптих — «Три пьесы для кларнета соло» Стравинского. Во втором туре — романтичные композиции Карла Вебера и Эжена Бозза.

Напомним, что трансляции финала конкурса «Созвездие» с объявлением результатов и оценками жюри состоятся осенью. Телеканалы «Россия-Культура», государственный просветительский проект «Культура. РФ» и радио «Орфей», являясь партнерами музыкального события, обеспечивают информационную поддержку и онлайн-эфиры конкурса.