Лауреат «Созвездия» выступила в Сириусе в программе Санкт-Петербургского Дома музыки
Выпускница «Сириуса» рассказала о пути на большую сцену и дала советы начинающим музыкантам.
На федеральной территории продолжается цикл концертов «Музыкальная сборная России». Участие в проекте Санкт-Петербургского Дома музыки принимают молодые виртуозные российские солисты. Исполнение сочинений французских композиторов Филиппа Гобера и Эжена Бозза, американского автора Элдина Бертона представила двукратный лауреат конкурса «Созвездие», флейтистка Светлана Маренкова.
– Как в вашей жизни появилась музыка?
– В пятилетнем возрасте у меня начались проблемы с дыханием. Для развития легких врачи рекомендовали родителям отдать меня в музыкальную школу на духовой инструмент. По сути флейта тогда стала альтернативой дыхательным упражнениям – делать гимнастику для дыхания мне было бы неинтересно, для этого требовались сосредоточенность и дисциплина, – качества, которые ребенку даются сложно. Тогда, конечно, никто и подумать не мог, что моя жизнь окажется полностью связана с музыкой. Но мне изначально очень повезло с педагогом: я попала в класс к молодому преподавателю Ксении Коломыцевой, у которой проучилась десять лет. Она сыграла немалую роль в том, что музыка так меня заинтересовала.
– В Образовательном центре «Сириус» вы впервые оказались, будучи еще ученицей музыкальной школы?
– В первый раз я приехала сюда в мае 2016 года и потом возвращалась еще очень много раз, это дорогое и родное для меня место. Помню первый приезд: казалось, я попала в сказку. Именно тогда удалось побывать на мастер-классах уникального флейтиста, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Владимира Кудри и впервые попасть на занятия к профессору Московской консерватории Александру Голышеву. Сейчас я учусь в Москве, в классе Александра Михайловича. После программ в «Сириусе» я прошла отбор на Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие».
– На этом конкурсе вы были дважды, в 2021 и 2022 году, и оба раза завоевывали премии.
– Да. Сначала это была третья премия. Потом мне удалось побороть страх, волнение, и следующее «Созвездие» стало намного более успешным по ощущениям и результату: я получила первую премию. Помню, как рада была выступить на сцене «Сириуса», с каким удовольствием играла. У меня не было цели занять призовое место или понравиться жюри. Просто хотелось сыграть каждый тур как концерт. Я играла так, как выступала бы не перед людьми, которые тебя оценивают, а просто перед слушателями, сидящими в концертном зале.
– Как удалось побороть сценическое волнение? Может, поделитесь своим способом с молодыми музыкантами, которые сейчас подают заявки на следующее «Созвездие»?
– Мой преподаватель в Центральной музыкальной школе – Академии исполнительского искусства Сергей Журавель всегда подчеркивал, что музыкант выходит на сцену не продемонстрировать виртуозность, а прежде всего сказать слушателю что-то важное. Он говорил, что даже если будет упущен какой-то технический нюанс, не страшно, главное – передать идею и суть произведения, донести собственные эмоции, вложенные в исполнение. Если зритель их почувствует, значит, главную задачу музыкант выполнил. Когда понимаешь, что выступление – прежде всего музыкальное высказывание, ощущаешь себя более спокойно и уверенно, волнение начинает отступать.
– Как сложилось сотрудничество с Санкт-Петербургским Домом музыки?
– С Санкт-Петербургским Домом музыки мы начали сотрудничать с проекта «Река талантов». Проект придуман его художественным руководителем, народным артистом России Сергеем Ролдугиным специально для студентов и выпускников музыкальных вузов и колледжей: они сначала участвуют в мастер-классах именитых педагогов в Санкт-Петербурге, а потом выступают в городах России с симфоническим оркестром. Я поехала на мастер-классы, будучи студенткой первого курса Московской консерватории. Очень волновалась, переживала, как все пройдет. Но все сложилось, и в итоге я впервые выступила с симфоническим оркестром в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки! Это была огромная радость и большое счастье.
– В будущем вы видите себя солисткой или артисткой симфонического оркестра?
– Мне хочется все это объединить. Я очень люблю симфонический оркестр и не представляю жизни без выступлений в качестве артиста большого коллектива, но также получаю огромное удовольствие и выходя на сцену как солист. Моя мечта – совмещать работу в оркестре и сольную деятельность. А как сложится, покажет практика.
– Что бы вы посоветовали молодым людям, которые, как и вы, хотят связать жизнь с музыкой?
– Если получится играть искренне, от сердца, вы получите от этого впечатление и удовольствие. А в конкурсах самое главное не результат, а процесс подготовки. Именно в это время происходит невероятный технический и эмоциональный рост исполнителя. Поэтому хочется пожелать в первую очередь терпения и труда. И, конечно, вдохновения и счастья от исполнения музыки.