Новости конкурса
2024

Победитель «Созвездия» - о вредных соседях, возвращении в Сириус и том, как конкурс изменил его жизнь

Девятнадцатилетний Игорь Смалий теперь может играть на кларнете, когда захочет, хотя так было не всегда. Два года назад Игорь завоевал Гран-При конкурса «Созвездие», который ежегодно собирает в Сириусе самых одаренных и целеустремленных юных музыкантов страны. Сейчас Игорь – участник проекта «Музыкальная сборная России» Санкт-Петербургского Дома музыки для талантливых молодых исполнителей. Музыкант вернулся в Сириус, чтобы сыграть со сцены Университета виртуозную программу, которую готовил два месяца.
Музыка всегда была частью жизни Игоря: в детстве он постоянно напевал разные мелодии, мама обратила внимание на необычную музыкальность мальчика и уже в шесть лет отвела заниматься на подготовительное отделение Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства в Москве. Ей всегда хотелось, чтобы сын играл на духовом инструменте, поэтому выбор остановили на кларнете. Выбор был мамин, но Игорь Смалий об этом абсолютно не жалеет: ему нравятся широкие технические возможности инструмента, его тембр. Сейчас в квартире родителей Игоря хорошая звукоизоляция, а когда-то им приходилось договариваться с соседями о времени, когда ребенок будет заниматься – те жаловались, что звук кларнета мешает отдыхать.
В 13 лет мальчик впервые побывал в Сириусе. Тогда, в 2019 году, он занимался на программе Образовательного центра у народного артиста России, солиста Большого симфонического оркестра России имени Чайковского, доцента Российской академии музыки имени Гнесиных Владимира Пермякова. На следующий год вновь прошел отбор в «Сириус». Этот приезд стал очень важным: в августе 2020 года в Образовательном центре «Сириус» юный кларнетист познакомился с будущим наставником – выдающимся музыкантом Игорем Федоровым. Подросток понял, что хочет учиться именно у этого педагога, одного из немногих в мире кларнетистов-солистов, и перевелся к нему. Именно Игорь Петрович Федоров в будущем подготовит ученика к «Созвездию» – значимому федеральному музыкальному конкурсу.
Трансляции «Созвездия», Всероссийского конкурса молодых музыкантов, который проходит в Сириусе каждый год, Игорь Смалий смотрел несколько лет. Восхищался победителями и даже не предполагал, что станет одним из них. В 2021 и 2022 годах участие в конкурсе принимали его друзья. А потом он загорелся идеей попробовать свои силы в «Созвездии» и отправил заявку. После долгой подготовки к отборочным турам он успешно прошел их и блистательно выступил в гранд-финале на федеральной территории. Игорь говорит, что в плане исполнительского мастерства подготовка к конкурсу позволила сделать огромный качественный скачок. А победа в состязании стала важной отправной точкой его музыкальной карьеры.
Сейчас Игорь Смалий учится на первом курсе Московской консерватории. С 2023 года он участвует в проекте Санкт-Петербургского Дома музыки для молодых виртуозных солистов «Музыкальная сборная России». Автор проекта – художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин. Его поддержку получило не одно поколение молодых музыкантов, в том числе пианист Мирослав Култышев, скрипач Павел Милюков и многие другие ведущие солисты России. Для молодых музыкантов проект становится ступенью на большую сцену, а Игорь называет его началом взрослой музыкальной карьеры.
13 ноября в исполнении Игоря Смалия со сцены Университета «Сириус» прозвучала виртуозная программа: Вторая соната Брамса, соната Пуленка и произведение современного немецкого композитора Йорга Видманна – Фантазия для кларнета соло. Солист рассказывает, что начал готовиться к выступлению в Сириусе за два месяца до концерта: подготовка к любым важным концертам начинается задолго.
Игорю даже сложно припомнить, сколько раз он был в Сириусе – шесть или семь. Зато он уверен, что это место стало для него родным, а влюбился он в него еще во время своей первой программы в Образовательном центре. Сейчас талантливый кларнетист ждет открытия нового Концертного центра, который строится в Сириусе, и говорит, что каждый раз, проезжая мимо него, думает о будущих выступлениях на этой сцене.