«Созвездие» – это важная веха в судьбе исполнителей, – говорит Валерий Пясецкий, – и мы будем делать все возможное, чтобы этот проект развивался и дальше».
В августе Образовательный центр проведет финал III Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие». В нем участвует 21 музыкант, выбранный из 2563 выпускников Центра. Молодым исполнителям предстоит побороться за Гран-при в трех турах. Имя победителя станет известно в день торжественного закрытия конкурса. Телеверсия церемонии закрытия пройдет 14 августа.
Чем «Созвездие» отличается от традиционных конкурсов, кто становится для участников проводником на большую сцену, и почему для современных молодых музыкантов так важна система сопровождения, выстроенная в «Сириусе», – беседуем с Художественным руководителем и председателем жюри конкурса «Созвездие», директором Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Председателем художественно-экспертного совета Благотворительного фонда «Новые имена», Заслуженным артистом России, профессором Валерием Владимировичем Пясецким.
– Валерий Владимирович, во многих интервью Вы говорили, что участие музыкантов в конкурсе не должно быть самоцелью. Тем не менее, выстроенный Вами конкурс «Созвездие» успешно проходит третий год. В чем отличие?
– «Созвездие» отличается от традиционных конкурсов: здесь царит кураж, обстановка соперничества, победной гонки - все эти чувства важны для формирующегося музыканта-исполнителя - это внутреннее волнение, здоровая конкуренция, атмосфера созидания – вот, что дает кислород для музыканта. Наш проект был и остается средством поиска молодых, творческих, харизматичных, музыкально одаренных исполнителей, которым есть, что сказать на сцене публике.
Когда мы готовили первое «Созвездие», то хотели уйти от однозначного определения «конкурс». Фактически мы делаем фестиваль, и его смысл в том, чтобы никто из участников, завершив тур, не выбывал из конкурса. Единственный отбор, который проходят музыканты – заочный, по видеозаписям.
– Как проходит отбор финалистов «Созвездия»?
– Без отборочного тура не обойтись, потому что приходят сотни заявок, а к участию допускаются около пятнадцати человек. В этом году по решению жюри отобран 21 участник, не смогли не включить нескольких очень талантливых ребят. Так что, нас ждут невероятно интересные выступления, волнения, слезы радости, и все это называется «Созвездие»!
Отборочный тур – длительный процесс, который начинается еще при прохождении учебных программ в «Сириусе». Кандидатами на участие в конкурсе становятся «десятибалльники»: те, кто получил высшую оценку экспертов. Мы им рассылаем приглашения, они в ответ – видео своих выступлений, это считается вторым этапом отбора. Из огромного количества заявок мы утверждаем участников, которым помогаем профессионально развиваться после завершения конкурса.
– Говоря о профессиональном развитии, вы имеете в виду и музыкальный, культурный кругозор в том числе?
– Разумеется. Для музыканта важен высокий культурный уровень, интеллект. Это потом отражается в его исполнении, звуке, почему, слушая одного музыканта, мы ощущаем глубину его исполнения, внутреннюю культуру…? Этому трудно научить: молодой исполнитель сам должен очень много читать, слушать музыку, любоваться живописью, заниматься самостоятельно. В учебный план программ по исполнительскому мастерству в «Сириусе» входят мастер-классы по специальному инструменту, занятия по сольфеджио, композиции, теории и истории музыки. Ребята занимаются с педагогами ведущих профильных вузов, у них много концертной практики, индивидуальные репетиции с концертмейстером. Вот почему на конкурс участники приходят настолько подготовленными, и выбрать лучших из лучших бывает достаточно трудно.
– Расскажите об опыте сопровождения выпускников «Сириуса» и конкурсантов «Созвездия»: как показывает себя выстроенная Вами система?
– Система сопровождения работает успешно, мы видим это уже третий год. Выпускники регулярно выступают на концертах «Сириус.Гала». Организовываются концерты для музыкантов, а когда они становятся постарше – гастроли и туры, выступления с симфоническими оркестрами.
Это колоссальная практика, когда молодой человек выходит на сцену с мэтром. Я знаю много примеров, когда музыканты заканчивают консерватории, но остаются вне процесса. Поэтому главное – не упускать конкурсантов из виду и постоянно задействовать их в новых концертных проектах.
Наши конкурсанты уже выступили с Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского под управлением Владимира Федосеева, с симфоническим оркестром Юрия Башмета, выступали на одной сцене с маэстро Александром Сладковским, с Фабио Мастранджело – таких примеров множество. Не раз наши конкурсанты приглашались в проекты с Сочинским симфоническим оркестром, представляли «Сириус» на культурных форумах и фестивалях.